Мошенской муниципальный округ Новгородской области
Официальный сайт Мошенского муниципального округа Новгородской области

Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации

Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации
Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации.

Перечень принятых сокращений

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

БАС - беспилотные авиационные системы.

ГСМ - горюче-смазочные материалы.

ГТС - гидротехническое сооружение.

ГУ НЦУКС - Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России.

ГУ МЧС России - территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

ГЭС - гидроэлектростанция.

КЧС и ОПБ - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.

МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

ОГМЯ - опасное гидрометеорологическое явление.

ПВР - пункт временного размещения.

ПЖОН - первоочередное жизнеобеспечение населения.

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ТП - территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ф и ТП РСЧС - функциональные и территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЦУКС ГУ МЧС России - центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

ЧС - чрезвычайная ситуация.

Содержание

Глава 1. Общие положения...................................................................................... 4

Основные термины и определения...................................................................... 5

Глава 2. Действия органов управления при угрозе и возникновении ЧС, связанных

с паводками и половодьем....................................................................................... 7

Глава 3. Мониторинг, прогнозирование и моделирование паводковой обстановки

на территории субъекта Российской Федерации..................................................... 8

Мониторинг гидрологической обстановки........................................................   8

Прогнозирование и моделирование паводковой обстановки............................... 9

Особенности прогнозирования и моделирования паводковой обстановки,

обусловленной прохождением весеннего половодья......................................... 10

Особенности прогнозирования и моделирования паводковой обстановки,

обусловленной таянием снега в зимний период................................................ 12

Особенности прогнозирования и моделирования паводковой обстановки,

обусловленной прохождением дождевых паводков.......................................... 12

Использование результатов прогнозирования и моделирования паводковой

обстановки......................................................................................................... 13

Глава 4. Организация и проведение превентивных мероприятий в паводкоопасный

период.................................................................................................................... 13

Особенности подготовки и организации работ по предупреждению

и ликвидации заторов льда в период весеннего половодья............................... 17

Глава 5. Особенности организации работ по ликвидации ЧС и ПЖОН в зонах

затопления (подтопления)...................................................................................... 19

Особенности организации и проведения эвакуационных мероприятий............ 20

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС, связанных с паводковыми

явлениями........................................................................................................... 21

Глава 6. Планируемые результаты при выполнении мероприятий

по предупреждению ЧС в паводкоопасный период............................................... 22

Приложение. Действия органов управления Ф и ТП РСЧС в различных режимах функционирования              при              сопровождении              паводкоопасного

периода................................................................................................................... 24

Глава 1. Общие положения

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400, обеспечение национальной безопасности предусмотрено посредством достижения целей и решения задач в рамках стратегических национальных приоритетов, одним из которых является обеспечение государственной и общественной безопасности.

Одной из целей обеспечения государственной и общественной безопасности является защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Реализация государственной политики обеспечивается решением задач по повышению эффективности мер по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Одним из наиболее катастрофичных по масштабам и ущербу природным катаклизмом является воздействие паводков и половодий на населенные пункты и инфраструктуру. С 2019 года работа МЧС России направлена на предупреждение ЧС. На практике используется алгоритм подготовки и сопровождения паводкоопасного периода, позволяющий уменьшить сроки вскрытия рек, обезопасить воздействие процессов весеннего половодья на населенные пункты и инфраструктуру, а также снизить затраты на выполнение превентивных мероприятий путем их выполнения на конкретных участках, непосредственно подвергающихся угрозе негативного воздействия паводковых вод.

В целях предупреждения ЧС органами управления РСЧС на региональном и муниципальном уровнях в паводкоопасный период решаются ряд основных задач:

мониторинг, прогнозирование и моделирование паводковой обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

организация и проведение превентивных мероприятий при подготовке к паводкоопасному периоду;

планирование, применение и маневрирование группировки сил и средств РСЧС при реагировании на угрозу и ликвидации последствий наводнения;

своевременное оповещение и информирование населения, заблаговременное проведение эвакуационных мероприятий;

выполнение оперативных инженерных мероприятий по защите населенных пунктов и инфраструктуры от негативного воздействия паводковых вод;

ликвидация ЧС и ПЖОН в зонах затопления (подтопления).

Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с целью повышения эффективности при организации подготовки и сопровождению паводкоопасного периода с использованием современных средств мониторинга и моделирования обстановки.

Положения Методических рекомендаций предлагается применять исходя из ситуации, складывающейся при возникновении конкретной предпаводковой (паводковой) обстановки, с учетом территориальных и климатических особенностей субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов МЧС России, а также других документов в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Основные термины и определения

Опасное гидрологическое явление - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Наводнение - затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием.

Наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений.

Половодье - фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников.

Паводок - фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды, и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей.

Паводкоопасный период - период времени, в течение которого на водных объектах на определенной территории наблюдается половодье или паводок.

Затор - скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды.

Зажор - скопление шуги с включением мелкобитого льда в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды.

Ветровой нагон - подъем уровня воды в морских устьях крупных рек, а также у подветренных побережий морей, крупных озер и водохранилищ, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.

Затопление - покрытие территории водой в период половодья или паводков.

Зона затопления - территория, прилегающая к водному объекту и затапливаемые в различных условиях водности.

Подтопление - повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.

Подтопление территории - комплексный процесс, проявляющийся под действием техногенных и, частично, естественных факторов, при котором в результате нарушения водного режима и баланса территории за расчетный период времени происходит повышение уровня подземных вод, достигающее критических значений, требующих применения защитных мероприятий.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций - комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы) с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя: мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера; мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений, потенциально опасных объектов и прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг гидрологических явлений - постоянное наблюдение за состоянием водных объектов (морей, рек, водоемов), осуществляемое визуально и посредством измерения необходимых параметров (уровней и расхода воды, толщины льда и величины снежного покрова, количества осадков, температуры воздуха и т.д.).

Превентивные противопаводковые мероприятия - мероприятия некапитального характера, осуществляемые заблаговременно и направленные на предотвращение или уменьшение негативных последствий наводнений (затоплений).

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Глава 2. Действия органов управления РСЧС при угрозе и возникновении
ЧС, связанных с паводками и половодьем

Органы управления Ф и ТП РСЧС при организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 21.12 Л 994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными актами Российской Федерации.

К основным направлениям деятельности по подготовке и сопровождению паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации относятся:

прогнозирование и моделирование развития паводковой обстановки, в том числе заблаговременное осуществление аэрофотосъемки с БАС паводкоопасных участков с дальнейшим построением ортофотопланов и моделей рельефа местности;

планирование и обеспечение выполнения превентивных мероприятий по защите населения и территорий от затопления (подтопления);

обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности в зонах затопления (подтопления) паводковыми водами;

создание и обеспечение готовности резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и локализации ЧС, вызванных прохождением половодья и паводков;

обеспечение своевременности принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий половодья и паводков;

руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временному отселению) пострадавшего населения и его жизнеобеспечению.

Выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется в соответствии с распорядительными и планирующими документами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в том числе на основе решений КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Заблаговременную разработку состава и содержания мероприятий органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления по предупреждению ЧС в паводкоопасный период и смягчению их социально-экономических последствий, рекомендуется осуществлять по результатам прогнозирования и моделирования паводковой обстановки, выполненных с учетом данных мониторинга гидрологической обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Для этого рекомендуется выполнение следующего перечня задач:

оперативный сбор, обработка и обмен информацией между органами управления РСЧС об источниках возникновения ЧС, связанных с прохождением половодья и паводков на территории субъекта Российской Федерации, данных государственной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - сеть наблюдения Росгидромета);

создание и поддержание в актуальном состоянии банка данных по развитию гидрологических процессов, ЧС, связанных с прохождением половодий и паводков, а также о территориальных и климатических особенностях, влияющих на прохождение паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации;

прогнозирование возникновения и моделирование развития ЧС и их последствий.

Основные мероприятия, выполняемые Ф и ТП РСЧС при подготовке к паводкоопасному периоду:

мониторинг, долгосрочное прогнозирование и моделирование паводковой обстановки на территории субъекта Российской Федерации;

планирование и выполнение превентивных мероприятий в паводкоопасный период.

Основные мероприятия, выполняемые Ф и ТП РСЧС при сопровождении паводкоопасного периода:

мониторинг, прогнозирование и моделирование паводковой обстановки на территории субъекта Российской Федерации;

выполнение плановых и оперативных превентивных мероприятий;

организация работ по ликвидации ЧС и ПЖОН в зонах затопления (подтопления).

Глава 3. Мониторинг, прогнозирование и моделирование паводковой
обстановки на территории субъекта Российской Федерации

Мониторинг гидрологической обстановки

Мониторинг гидрологической обстановки на территории субъектов Российской Федерации осуществляется посредством сети наблюдения Росгидромета. Обработка данных мониторинга и прогнозирование гидрологической обстановки осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета.

Росгидромет открывает на период пропуска половодий временные посты и обеспечивает Росводресурсы и МЧС России необходимой информацией.

При необходимости, обусловленной отсутствием постов сети наблюдения Росгидромета (в том числе временных) на территории субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления в населенных пунктах, подверженных риску затопления, рекомендуется организовать развертывание и работу средств мониторинга для измерения динамики движения воды (вершка, отметка и т.п.) при получении информации об опасных гидрологических явлениях или по рекомендации ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

С целью повышения качества мониторинга гидрологической обстановки и ее развития данные сети наблюдений Росгидромета, рекомендуется дополнять данными дистанционного зондирования Земли и аэрофотосъемки местности. Для этого выполняются следующие мероприятия:

осуществление оперативной аэрофотосъемки зон, подверженных затоплению (в соответствии с прогнозом) с целью построения ортофотопланов и цифровых моделей рельефа местности;

осуществление оперативной космической съемки паводкоопасных участков и зон, подверженных подтоплению.

Кроме того, для оценки гидрометеорологической обстановки рекомендуется использование информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также иных открытых Интернет- ресурсов и систем.

Прогнозирование и моделирование паводковой обстановки

На региональном уровне РСЧС текущая и прогнозная информация о развитии гидрологической обстановки представляется в ГУ МЧС России, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления через органы повседневного управления РСЧС.

На основании детального анализа аэросиноптической информации, получаемой от сети станций и постов, а также данных технических средств и метеорологических спутников, уполномоченные учреждения и организации Росгидромета составляют прогнозы и выдают предупреждения о возникновении ОГМЯ. Поступающие данные содержат информацию о текущих показателях гидрологической обстановки и фазах водного режима на водных объектах, прогнозах ее изменения, а также о возможных метеорологических явлениях, оказывающих влияние на ее негативное развитие. Для построения моделей развития паводковой обстановки рекомендуется использовать информацию Росгидромета, получаемую в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», о прогнозируемых метеорологических явлениях, оказывающих влияние на развитие гидрологической обстановки, которая содержит сведения о количестве выпадающих осадков, изменении температурного режима, взаимном влиянии гидрометеорологических факторов с детализацией до муниципальных районов, городских округов и др.

Для качественной подготовки моделей развития моделирование развития ЧС, связанных с прохождением половодий и паводков на территории субъекта Российской Федерации необходимо осуществлять:

заблаговременную космическую съемку зон прохождения ледостава с целью недопущения образования заторных явлений в весенний период;

заблаговременную аэрофотосъемку паводкоопасных участков с целью построения ортофотопланов и цифровых моделей рельефа местности.

При моделировании затопления (подтопления) рекомендуется использовать расчетные программы, представляющие собой программные продукты, предназначенные для оперативных расчетов и установленные на автоматизированных рабочих местах.

Корректировка моделей развития паводковой обстановки проводится в ежесуточном режиме при уточнении прогноза и по результатам мониторинга гидрологической обстановки.

ЦУКС ГУ МЧС России во взаимодействии с органами повседневного управления Ф и ТП РСЧС, на основании оперативной прогностической информации уполномоченных учреждений Росгидромета и результатов мониторинга, осуществляют корректировку и доведение моделей и прогнозов развития ЧС в зонах возможных затоплений (подтоплений) до заинтересованных руководителей органов местного самоуправления.

Оперативное моделирование затопления (подтопления) рекомендуется осуществлять по максимальным прогнозируемым уровням гидропостов. При моделировании затопления (подтопления) приоритетным следует считать использование цифровой модели рельефа местности, полученной при применении БАС, с учетом результатов ретроспективного анализа космических снимков.

Прогнозы развития гидрологической обстановки по заблаговременности их составления подразделяются на:

краткосрочные гидрологические прогнозы, которые охватывают период до 3 суток;

среднесрочные гидрологические прогнозы, которые охватывают период от 3 до 10 суток;

долгосрочные гидрологические прогнозы, которые относятся к периоду заблаговременности от 10 суток, в том числе на периоды прохождения половодья и дождевых паводков.

Оценка масштабов воздействия негативных факторов прогнозируемого развития гидрологической обстановки на населенные пункты и объекты экономики проводится на основании статистических данных по населенным пунктам, подвергшимся затоплению (подтоплению), с учетом модели затопления (подтопления).

Особенности прогнозирования и моделирования паводковой обстановки,
обусловленной прохождением весеннего половодья

Подготовку к прохождению весеннего половодья по территории субъекта Российской Федерации необходимо осуществлять заблаговременно - осенью предшествующего года.

В соответствии с климатическими и природными особенностями субъекта Российской Федерации осуществляется аэрофотосъемка паводкоопасных участков местности с применением БАС, по результатам которой строятся ортофотопланы местности. С целью повышения качества ортофотоплана и корректности модели рельефа местности рекомендуется осуществлять аэрофотосъемку в промежуток времени между дефолиацией растений и установлением снежного покрова на территории субъекта Российской Федерации, либо в весенний период после схода снежного покрова и до установления травяного покрова.

В течение зимнего периода оцениваются, в сравнении со среднемноголетними значениями, такие гидрометеорологические факторы половодья как:

снегозапасы в водосборных бассейнах паводкоопасных рек; глубина промерзания почвы; толщина льда;

уровни воды на реках в период ледостава.

Кроме того, учитывается осеннее увлажнение почв в предшествующий осенний период (запасы влаги в слое почвы 0-100 см).

Данные факторы в сочетании с долгосрочными метеорологическими (прогнозами температур воздуха, количества и видов осадков в период весеннего снеготаяния) определяют характер прохождения весеннего половодья.

По результатам оценки основных гидрометеорологических параметров на затороопасных участках, создающих угрозу затопления населенных пунктов, проводятся обследования, а в случае труднодоступности обследуемого участка рекомендуется применять БАС. С целью объективной оценки локальных гидрометеорологических параметров затороопасных участков на начало периода вскрытия льда на водных объектах, кроме результатов обследования, рекомендуется использовать ортофотопланы местности в совокупности с архивными космическими снимками (моделируется зона затопления при образовании затора на данном участке реки).

При наличии прогноза развития ОГМЯ осуществляется моделирование развития паводковой обстановки на паводкоопасных участках рек. При отсутствии ортофотоплана                             местности,       рекомендуется организовать проведение

аэрофотосъемки местности на угрожаемых участках рек и населенных пунктов, с привлечением оперативных групп, оснащенных БАС.

По результатам моделирования обстановки проводится оценка параметров прогнозируемой паводковой обстановки и определяется количество объектов, попадающих в зону затопления (подтопления): жилые дома и численность населения;

объекты инфраструктуры, попадающие в зону затопления (подтопления); социально значимые объекты, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;

участки автомобильных дорог и их протяженность; автомобильные мосты; железнодорожные мосты;

источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположенные в зонах затопления, в том числе кладбища, скотомогильники, хвостохранилища, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады ГСМ, очистительные сооружения и др.; объекты экономики, в том числе потенциально опасные.

Особенности прогнозирования и моделирования паводковой обстановки,
обусловленной таянием снега в зимний период

Осложнение паводковой обстановки в зимний период обусловлено сочетанием гидрометеорологических факторов:

при резком повышении температур в условиях промерзания почвы происходит быстротечное таяние снега и затопление пониженных участков местности;

выпадение обильных осадков в жидкой фазе в совокупности с глубоким промерзанием почв приводит к возникновению затоплений;

большой приток к водохранилищу, повлекший необходимость в резком увеличении сбросов воды на крупных гидроузлах в условиях ледостава и т.д.

В зимний период ЦУКС ГУ МЧС России на контроль берутся населенные пункты, в которых ранее фиксировались случаи затопления (подтопления) в результате совокупного воздействия комплексов неблагоприятных гидрометеорологических явлений. При наличии одного из факторов органам местного самоуправления рекомендуется организовать работу по мониторингу развития гидрометеорологической обстановки.

На основании статистических данных по населенным пунктам, подвергшимся затоплению (подтоплению) при аналогичных условиях, осуществляется подготовка прогноза паводковой обстановки и моделирование ее развития. С целью повышения точности определения зон затопления (подтопления) рекомендуется использовать цифровые модели рельефа местности, выполненные по результатам аэрофотосъемки.

По результатам моделирования обстановки проводится оценка параметров прогнозируемой паводковой обстановки и определение количества объектов, попадающих в зону затопления талыми водами: жилые дома и численность населения;

объекты инфраструктуры, попадающие в зону затопления (подтопления); социально значимые объекты, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;

участки автомобильных дорог и их протяженность.

Особенности прогнозирования и моделирования паводковой обстановки,
обусловленной прохождением дождевых паводков

Прогнозирование и моделирование паводковой обстановки, обусловленной прохождением дождевых паводков, необходимо осуществлять заблаговременно и проводить в ежесуточном режиме. Заблаговременность проведения обеспечивается непрерывным мониторингом гидрометеорологических и паводкообразующих параметров, таких как:

прогностическая информация о районах и интенсивности осадков; фактические и прогностические характеристики приточности в водохранилища, которые могут привести к значимому увеличению сбросов гидроузлов;

уровни воды на водных объектах (реки, озера, водохранилища), подъем которых может привести к затоплению территорий населенных пунктов и объектов инфраструктуры;

степень увлажненности почв, уровень грунтовых вод и другие факторы, влияющие на потери речных водосборов на впитывание почвой влаги.

При прогнозировании паводковой обстановки, обусловленной прохождением дождевых паводков, важно учитывать взаимное влияние всех гидрометеорологических факторов, в том числе циклоническую активность и взаимное влияние гидрометеорологических параметров в соседних регионах, в том числе на территории сопредельных государств.

В соответствии с прогнозом прохождения волны паводка, в котором указываются уровни воды на гидропостах, строятся модели затопления населенных пунктов и развития паводковой обстановки с использованием цифровой модели рельефа местности. При необходимости проводится аэрофотосъемка местности (в случае, если аэрофотосъемка местности не осуществлялась заблаговременно в составе мероприятий по подготовке к паводкоопасному периоду).

По результатам моделирования обстановки проводится оценка параметров прогнозируемой паводковой обстановки и определяется количество объектов, попадающих в зону затопления (подтопления) при различных уровнях воды: жилые дома и численность населения;

объекты инфраструктуры, попадающие в зону затопления (подтопления); социально значимые объекты, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;

участки автомобильных дорог и их протяженность; автомобильные мосты; железнодорожные мосты;

источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположенные в зонах затопления, в том числе кладбища, скотомогильники, хвостохранилища, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады ГСМ, очистительные сооружения и др.; объекты экономики, в том числе потенциально опасные.

Использование результатов прогнозирования
и моделирования паводковой обстановки

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании анализа информации (предупреждения, прогнозы) и моделей затопления, осуществляют принятие решения на проведение превентивных мероприятий.

Глава 4. Организация и проведение превентивных мероприятий

в паводкоопасный период

Своевременное выполнение предупредительных мероприятий позволяет существенно снизить негативное воздействие паводковых вод.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в рамках своих полномочий организуют и осуществляют выполнение превентивных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации.

Превентивные мероприятия, условно могут быть разделены на 3 группы:

  1. группа - мероприятия организационно-профилактического характера;
  2. группа - плановые практические превентивные мероприятия;
  3. группа - оперативные мероприятия, выполняемые непосредственно при ухудшении паводковой обстановки.

К мероприятиям 1 группы относятся:

разработка и ежегодная корректировка уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совместно с территориальными органами и учреждениями Ростехнадзора, Росводресурсов и Росгидромета (на основе долгосрочных прогнозов), органами местного самоуправления перечня затороопасных и паводкоопасных участков реки и объектов, попадающих в зону затопления (подтопления);

организация проведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации совместных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ГТС и водохозяйственных объектов, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, с участием представителей территориальных органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводресурсов, МЧС России и собственников объектов, с целью оценки готовности указанных сооружений и объектов к безаварийному прохождению паводков; осуществление контроля режимов их работы в предпаводковый период и в период прохождения паводков;

обеспечение контроля за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;

корректировка существующих правил землепользования и застройки поселений и документации по планировке территорий с учетом зон затопления (подтопления), определенных в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления», и инвентаризации объектов недвижимости в этих зонах;

планирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и организация строительства систем и сооружений инженерной защиты паводкоопасных районов;

определение прав собственности на бесхозяйные ГТС, организация служб эксплуатации ГТС и/или ликвидация сооружений, утративших хозяйственную значимость;

создание ре

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie