Продлен мораторий на проведение внеплановых проверок бизнеса
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 № 2140 |
Перечень исключений, при которых такие проверки будут проведена остается прежним. К таким исключениям, относятся в частности проверки, которые проводятся в связи с непосредственной угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также проверки объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Вступают в силу новые требования к извещениям о проведении закупок
С 1 января 2024 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон .№ 44-ФЗ)..
Извещение о закупке, размещенное в Единой информационной системе, должно содержать информацию, перечисленную в части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.
По утвержденному порядку к нему необходимо приложить: описание объекта закупки, обоснование начальной максимальной цены контракта, требования к содержанию и составу заявки, инструкцию по ее заполнению, порядок рассмотрения и оценки заявок, а также проект контракта.
Вводимыми изменениями на заказчика возлагаются обязанности по предупреждению об административном и уголовном наказаниях за нарушение требований антимонопольного законодательства.
Кроме того, заказчику необходимо информировать о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Нововведение распространяется также на проведение электронных малых закупок у единственного поставщика и закрытых конкурентных процедурах.
За нарушение указанных требований предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Верховным судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросам применения судами норм о самовольной постройке
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснен порядок применения норм гражданского, земельного, градостроительного и иного законодательства, регулирующих отношения, связанные с возведением (созданием) на земельном участке объектов недвижимого имущества.
В связи с принятием указанного постановления признаются не подлежащими применению пункты 22 - 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Правительство Российской Федерации скорректировало условия применения льготных ипотечных программ
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2023 № 2166 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации» внесен ряд изменений.
Так, с 20 до 30 процентов повышен первоначальный взнос по льготной ипотеке, выдаваемой по ставке 8 процентов. Одновременно увеличен размер объема выдачи кредитов. Также с 6 млн до 9 млн рублей увеличен предельный размер кредита по программе «Дальневосточная и арктическая ипотека».
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Усилена ответственность за нарушения законодательстве в сфере обработки персональных данных без согласия ее субъекта.
В соответствии с Федеральным законом от 12.12.2023 № 589-ФЗ с 23.12.2023 вступают в силу изменения в КоАП РФ.
В частности, за обработку личной информации без письменного согласия ее субъекта (в случаях, когда его получение обязательно) или с нарушением требований к содержанию этого документа с 23 декабря 2023 года будут назначаться наказания в виде штрафов:
- для должностных лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
- для организаций - от 300 тыс. до 700 тыс. руб.
В настоящее время размер штрафов за указанные правонарушения составляет от 20 тыс. до 40 тыс. руб. и от 30 тыс. до 150 тыс. руб. соответственно.
Для банков и ряда иных юридических лиц предусмотрена ответственность за нарушение требований к тому, как размещать и обновлять биометрические персональные данные в единой системе.
Должностным лицам грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., организациям - от 500 тыс. до 1 млн руб.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Правительством Российской Федерации вводится в действие методика для расчета компенсационного платежа на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов
Постановлением Правительства РФ от 13.12.2023 № 2135 утверждена Методика расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации.
Данная методика будет применяться Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с 1 сентября 2024 года для определения размера платежа в случае неисполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Верховным судом Российской Федерации даны разъяснения о порядке применения конфискации имущества в уголовном судопроизводстве
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 № 45 внесены изменения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 №17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве».
В постановлении, в том числе указано, что может быть признано доходами от денег, ценностей и иного имущества, предусмотренных в п.п. "а" и "б" части 1 статьи 104.1 УК РФ.
Определено, что оборудованием или иными средствами совершения преступления могут быть признаны также различные электронные устройства, в том числе мобильные телефоны, с использованием которых обвиняемый, например, подыскал соучастников преступления, вступил с ними в сговор и обсуждал детали преступления.
Также отмечено, что обеспечительные меры, принятые судом в иных видах судопроизводства в отношении предмета, подлежащего конфискации по уголовному делу, также, как и наличие обременения, не относятся к числу причин, исключающих конфискацию данного предмета.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Изменение порядка проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий
Постановлением Правительством Российской Федерации от 29.11.2023 №2020 внесены изменения в пункт 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В частности, теперь в планы проведения контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 года не будут включаться, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг).
При этом в отношении указанных организаций возможно проведение профилактического визита продолжительностью один день, не предусматривающего возможность отказа от его проведения.
Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований контролируемому лицу выдается предписание об устранении нарушений.
Привлечение к административной ответственности в данном случае не предусмотрено.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Сохранение права на неиспользованную часть отпуска
В соответствии с действующим законодательством, если по каким-то причинам работником не использован положенный ежегодный отпуск, то дни переносятся на другой период времени в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо на другое время по соглашению сторон.
В случае если у работника накопились дни отпуска за несколько лет, то денежной компенсацией возможно заменить часть каждого накопленного ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней.
Также работник имеет право получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска при увольнении.
Важно отметить, что запрещено: - не предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск работнику в течение2 лет подряд; - не предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, которые заняты на работах с вредными и/или опасными условиями труда.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Освобождение от работы для прохождения диспансеризации
В соответствии со ст.185.1 Трудового кодекса РФ работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.
Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.
Для защиты нарушенных прав, граждане вправе обратиться в Государственную инспекцию труда или прокуратуру.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Отзыв работника из отпуска без его согласия
В соответствии со статьей 125 Трудового кодекса Российской Федерации отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных указанным кодексом.
Так, при введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В постановлении Пленум Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечено, что, поскольку законом предусмотрено право работодателя досрочно отозвать работника из отпуска на работу только с его согласия (ч. 2 ст. 125 ТК РФ), отказ работника (независимо от причины) от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (п. 37 постановления).
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним
Порядок возмещения вреда, причиненного действиями несовершеннолетних, определен ст.ст. 1073-1074 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Так, за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители), опекуны, попечители, либо организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.). При этом вышеуказанные лица обязаны возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда, поскольку родители в данном случае отвечают за свои виновные действия.
Исключение из этого правила допускается, если родители умерли либо не обладают достаточными средствами для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, такими средствами обладает.
В этом случае суд, с учетом имущественного положения причинителя вреда и потерпевшего, а также иных обстоятельств, вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме самим несовершеннолетним.
Однако в случае, когда у последнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, либо организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находился причинитель вреда под надзором, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Обязанность родителей (усыновителей), попечителя или соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного ребенком в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается в случае достижения лицом, причинившим вред, совершеннолетия, либо когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.
Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный детьми. Родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине второго родителя он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка либо в силу объективных причин не мог его воспитывать (например, из-за длительной болезни).
Родители, лишенные родительских прав, могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, в течение трех лет после лишения их родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей.
Если малолетний гражданин причинил вред в то время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Установлена ответственность за перемещение немаркированных табачных изделий и никотинсодержащей продукции.
Федеральным законом от 19.10.2023 № 502-ФЗ внесены изменения в статью 14.53.1 КоАП РФ.
Согласно новой редакции ст. 14.53.1 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации запрета на перемещение (транспортировку) по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции, табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками, средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также никотинсодержащей продукции, не маркированной средствами идентификации, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных статьей. 16.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 тыс. руб. с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.
Изменения вступили в силу с 30 октября 2023 года.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Об уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица
Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации, в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер. Соответственно, лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне, а потому и сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, как того требует Конституция Российской Федерации.
Так, к сведениям о частной жизни лица, составляющим его личную семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудио-, видеозаписи, выписки из медицинских документов и т.д.
Под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например, путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения.
Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их хотя бы одному лицу в устной, письменной или иной форме и любым способом, а также путем передачи материалов или их размещения в СМИ или сети Интернет в виде фото-, видео- или аудиоматериалов.
При этом, уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ наступает за указанные действия, совершенные без разрешения лица и при отсутствии предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами оснований для получения, использования, предоставления сведений о частной жизни граждан без их согласия.
Не может повлечь уголовную ответственность собирание или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его воле.
За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до двухсот тысяч рублей, обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительных работ на срок до одного года, принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на те же сроки.
Частями второй и третьей статьи 137 УК РФ установлена повышенная ответственность за данное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а также в форме незаконного распространения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, в СМИ или сети Интернет информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.
Максимальное наказание по ч. 3 ст. 137 УК РФ предусмотрено в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Ежемесячную выплату по уходу за ребёнком-инвалидом смогут получать родители (опекуны), работающие на условиях частичной занятости
С 1 января 2024 года вступает в силу Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2023 № 912 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
Согласно указу ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей по уходу за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы полагаются трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), которые не работают либо осуществляют трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, в том числе на указанных условиях дистанционно или на дому.
Ранее данную выплату могли получать только неработающие родители (усыновители), опекуны (попечители).
Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребёнку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним.
Данные выплаты устанавливаются одному лицу в отношении каждого ребёнка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Правила осуществления ежемесячных выплат указанной категории граждан утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Правомерен ли отказ в приеме на работу без объяснения причин
В силу требований ст. 64 Трудового кодекса РФ необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.
Отказ в приеме на работу может быть только по причинам, связанным с деловыми качествами работника, а также если ограничения или преимущества в приеме на работу предусмотрены федеральными законами.
Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Заместитель прокурора Солецкого района С.В. Родионов
Законодательство по противодействию коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
Так, установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц.
Членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ):
- физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе
- физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
- участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки;
- должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ):
- физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
- руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации - участника закупки;
- единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица - участника закупки. Выгодоприобретателем является физлицо, напрямую или косвенно (например, через юридическое лицо) владеющее более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества или долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц (ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
Установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации. Также к закупкам не допускаются юрлица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ);
Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (ч. 23, 24 ст. 34 Закона № 44-ФЗ); право Правительства РФ определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (ч. 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ); общественное обсуждение отдельных закупок (ст. 20 Закона № 44-ФЗ); предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль (ст. ст. 99 - 102 Закона № 44-ФЗ).
Установлены требования к экспертам, экспертным организациям. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены (ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ):
- должностные лица либо работников заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а также бывших должностных лиц либо работников, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
- физические лица, имеющих имущественные интересы в заключении контракта;
- являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
- юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц;
- физические или юридические лица, на которых заказчик либо поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно может оказывать влияние.
Установлен запрет на участие специализированной организации в закупке, в рамках которой она осуществляет функции такой организации согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ (ч. 5 ст. 40 указанного Закона).
Помимо указанных положений, принципы, на которых основывается контрактная система, например, принцип открытости и прозрачности, направлены в том числе и на противодействие корру